Чувства формируют мысли, мысли выливаются в слова. Слова — инструмент для выражения мыслей, рожденных от чувств. Цепочка предельно проста, казалось бы. Есть множество нюансов, мешающих обычному человеку в выполнении этого лёгкого алгоритма: страх, стеснение, отсутствие “подходящего” места, времени, другого человека…

Но актёры — люди далеко не обычные.

Для актёра всегда есть “подходящее” место: родная театральная студия, творческая лаборатория или удобный репетиционный зал в укромном месте какого-нибудь ДК. В случае студентов Пермского университета таким местом является Студенческий дворец культуры. И время нужное тоже всегда найдется — недаром существует Студенческая концертно-театральная весна! Фестиваль, состоящий из нескольких этапов, отличная возможность для людей, в действительности не являющихся профессиональными актерами, проявить себя.

Один из этапов фестиваля — конкурс художественного слова. Да-да, того слова, которое является инструментом выражения наших мыслей, рождающихся из чувств. Вот уже много лет студенты различных факультетов приходят, чтобы поделиться своими мыслями и чувствами.

Они приходят и говорят. Но что они говорят? О чём? Какими словами?

Когда речь заходит о худслове, мы думаем о поэзии, величии и могуществе языка. Мы думаем о великих классиках, о вечных вопросах жизни.

В настоящее же время студентов, похоже, волнуют совершенно иные темы: более приземлённые, бытовые. И, соответственно, тексты они читают написанные бытовым языком. Члены жюри и зрители отмечают, что ушла глубина в подборе материала. Выступающие все чаще и чаще предпочитают сетевую поэзию вечной классике, это происходит уже не первый год. Конечно, до этого на конкурс тоже представляли достаточно современной поэзии — читали Полозкову, Кудряшову, Сидерос — трендовых, но крепких и образных поэтов.

Тенденция чтения непривычного и даже странного материала объяснима: молодёжь всегда хочет быть непохожей на других, всегда ищет что-то новое. Но порой за поисками нового теряется качество материала. И, к сожалению, вторая причиной подобного выбора текстов заключается в том, что мы, студенты — далеко не профессионалы. И мы совершаем ошибки. Просто потому что наш глаз не наметан на поиск действительно качественной во всех аспектах поэзии и прозы. Мы — любители, и занимаемся самодеятельным искусством, которое, кажется, действительно далеко от профессионального.

“Выбор материала для номеров иногда действительно расстраивает. И уже не первый год. Обилие обращений к слабой, малохудожественной сетевой поэзии вгоняет в грусть”, — считает Сергей Викторович Назаров, член жюри конкурса художественного слова.

Не поспорить с тем, что самодеятельное творчество качественно отличается от профессионального. «Это вообще другой вид деятельности, для любого вуза не родной», — продолжает Сергей Викторович.  Но что же заставляет людей, не имеющих по сути ничего общего с театром, выйти на сцену и заговорить? Ответ предельно прост: желание самовыражения. И зачастую это желание намного сильнее и искреннее у любителя, чем у профессионала. Актёры ежедневно репетируют и отрабатывают определенные приёмы, набирая целый запас инструментов, которыми легко оперируют, когда это нужно. Самодеятельный исполнитель может опираться только на личный опыт и честность перед собой и перед зрителями; он добирает мастерством, интуицией, чувствами и ощущениями, чтобы делать то, что он делает, максимально достоверно и искренне. Возможно, в этом и состоит одно из главных отличий профессионального творчества от самодеятельного.

“Если вы выходите на сцену и пытаетесь очень честно и искренне донести то, что вы хотите сказать — это может быть сделано сильнее, чем делают профессиональные актеры”, — добавила Наталья Леонидовна Ончукова, директор Студенческого дворца культуры. 

Но, несмотря на это, любительское студенческое творчество все ещё далеко от профессионального и, как писалось выше, ошибки совершаются — они вполне естественны.

Есть явление, способное предотвратить совершение одних и тех же ошибок: факультетская преемственность. И эта преемственность действительно существует, потому что всегда есть люди, у которых достаточно знаний и опыта, которые они готовы передать дальше, новым первокурсникам. Всегда есть люди, которые впервые приходят в студклуб и просят научить их чему-то новому. Эту преемственность обеспечивают не только этапы студенческой весны, в ходе которых, безусловно, студенты совершенствуют своё мастерство, но и творческие семинары, деятельность Ордена рыцарей сцены и различные творческие лаборатории, организуемые людьми, которые когда-то были такими же студентами и совершали такие же ошибки.

Да, сейчас действительно есть и “подходящие” места, и “подходящее” время. Для актёра или нет — не важно. Важно то, что всё это появилось благодаря людям неравнодушным и для людей таких же —  неравнодушных. Да, сейчас всё так. Но в начале…

В начале было слово.