Меню

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Меню

Театральная неделя

Театр – это игра, драма, жизнь, терапия, всеобъемлющее «можно»… Театр – что это? На этот вопрос отвечают студенты в третьем этапе Студенческой весны и представляют свой взгляд на театр. О том, что можно в театре, соотношении профессионального и любительского,  тенденциях в работах наших студентов нам рассказал режиссер Дмитрий Заболоцких.

Дмитрий Заболоцких – режиссер театра и кино, сценарист. Окончил Пермский государственный университет и высшие режиссерские курсы при Госкино (мастерская В. Меньшова). Является художественным руководителем и режиссером театра «Большая стирка», постоянный член жюри Театральной недели и Большой весны.

Какие тенденции Вы замечаете в работе наших студентов?

Имеется странная тенденция, она касается и театральных, и концертных программ. Это разрыв между первыми местами и всеми последующими. Встречаются очень интересные проекты, где есть высказывание, взгляд на жизнь. Людям есть что сказать. У них даже есть собственный почерк. А далее следует провал, причем без постепенного снижения. Эти работы, как правило, являются калькой с произведений массовой культуры. То, за чем не нужно далеко ходить. Например, хоррор, черная комедия, по-разному. Безусловно, есть прекрасные работы, которые в своей основе имеют какой-то первоисточник, но это обязательно переосмысление. В отличие от работ «второго эшелона», где в первую очередь пытаются повторить форму. Это тоже нормальный путь. Потому что люди, один раз поставив спектакль таким образом, потом вполне могут перепрыгнуть в первую группу. Именно перепрыгнуть, потому что плавного перехода, как правило, нет. И это, пожалуй, связано с тем, что прыжок обеспечивается внутренним переосмыслением жизни и себя, человек находит свою тему.

Видите ли вы развитие наших студентов?

Я наблюдаю общее развитие, причем оно иногда происходит стремительными темпами, и это меня удивляет. Человек, который на 1 курсе делал достаточно беспомощные работы, вдруг делает такие вещи, которые меня завораживают. И для этого важно ничего не бояться, не останавливать себя. Я считаю, что есть основная студенческая заповедь: «Если вам хочется что-то сделать, это достаточное основание для того, чтобы это сделать». Важно не похоронить свое желание. Не нужно задумываться, глупость это или не глупость. Нужно спеть эту песню, нужно поставить этот спектакль, сыграть эту роль. И даже ребята, которые идут учиться в театральное, начинают с этого. Важно найти то, что тебе по-настоящему хочется.

Как Вы соотносите любительский и профессиональный театры?

Четкой границы я не провожу. Единственная разница в финансировании. Но деньги в этом деле играют не главную роль. Художественный результат от них зависит в меньшей степени. Пример из кинематографа. Не всегда самый дорогой фильм – самый хороший. Если открыть список «100 лучших фильмов» и «100 самых дорогих фильмов», то мы увидим, что пересечения очень незначительны. Главное то, насколько вы нашли себя, свою интонацию, свое лицо. А это та же задача, которая стоит перед человеком. Я думаю, что любительское искусство помогает не зря прожить жизнь. Но есть и обратный переход. Многие актеры и режиссеры, которые работают в профессиональном театре, делают собственные проекты. Я один из таких режиссеров. Несмотря на работу в профессиональных театрах, самые мои любимые проекты те, которые я делаю в своем театре «Большая стирка». Он ради этого и создан, чтобы я мог там делать то, что хочу. Любители в этом смысле имеют огромное преимущество. Они могут сделать все, что хотят, у них нет никаких обязательств. И я любительское искусство очень ценю, потому что оно от слова любить. И никакой профессионал невозможен без этого «любить». Это как с поэзией. «Профессиональный поэт» — это же странно звучит. Бродский был профессиональный поэт или нет? А Пушкин? Искусство рождается тогда, когда душа гуляет, где хочет. У любителей в этом смысле нет ограничений. Возможно, у них меньше навыка, но в этом случае все в их руках.

Как Вы видите современный любительский театр? В чем его предназначение? Какие проблемы он должен поднимать и какие формы использовать?

У каждого по-разному. Для меня смысл театра в том, что мы в театре можем прожить ситуации, недопрожитые в жизни, и извлечь из них опыт. Извлекать опыт – это отдельное занятие, которое мы в жизни обычно не делаем. Недавно кончилось лето. Спросите себя, какой смысл в нем был? Думаю, вы сразу не ответите на этот вопрос, но смысл в нем точно был. И для того, чтобы извлечь его, нужно снова проиграть эти события. Те, которые для вас особенно дорогие, особенно шокирующие или травматичные. Нужно найти взаимоотношения этих вещей. И это можно сделать в театре. Лучший способ понять какой-то произведение – поставить его на сцене. И важно брать для постановки любимую книгу, ту, с которой вы можете прожить полгода, год. Тогда вы извлекаете опыт. Играя, вы проживаете ещё одну жизнь, дополнительную. Ведь так же и дети: играя, они познают мир, только у них это непроизвольно. Но, вырастая, мы этой возможности лишаемся – играть уже неприлично. А театр – место, где это приветствуется. Я считаю, это одна из глубинных человеческих потребностей – играть. И люди, прошедшие студенческий театр – как правило, люди незаурядные, с ними интересно.

Какие советы Вы могли бы дать студентам, занимающимся любительским театром?

Самое главное: «Если вам хочется что-то сделать, это достаточное основание для того, чтобы это сделать». И следующее: сделать это можете только вы. Лично вы. Это вас развивает.