Студенческая весна – долгожданное событие для многих студентов пермского университета
По воспоминаниям Натальи Валерьевны Клепиковской,
директора студклуба в 1978-2000 годах
1958-ой год считается годом проведения первой студенческой весны в Пермской области. Девушка, ставшая инициатором проведения краевой весны, была активная комсомолка, потом стала членом горкома партии. Пребывая в Москве на слете, она узнала о студвесне в МГУ. Ей понравилась эта идея, и она решила претворить её у нас.
Заключительный концерт студенческой весны всегда в прямом эфире транслировало пермское телевидение. Попасть туда было за большую честь для любого человека. Звезды студенческой весны были на уровне Киркорова. Все знали, где он или она учится, с кем дружит. Сначала весна проводилась исключительно среди студентов вузов. Потом к ним присоединились студенты средних учебных заведений. Студенческая весна проводилась сначала только в МГУ и в Перми, и больше нигде. Проходила она в два этапа — межвузовский и городской.
Со временем это стало мощным движением, творить стали многие, коллективов стало много не только в университете, но и на факультетах. Просмотреть все единовременно было невозможно. На заключительном концерте вузу предоставлялось 2,5 часа времени и не больше. Руководители коллективов очень переживали, когда в концерт вставлялось только по одному номеру. Тогда, это было в конце 70-х — начале 80-х, стали задумываться о том, что нужно устроить жанровые соревнования. Сначала они появились в городской студенческой весне. По жанрам проводились конкурсы среди хоров, вокалистов, стэмов.
На сцене было представлено множество различных жанров и коллективов — от пластических зарисовок до ансамбля скрипачей. Диапазон материалов в жанре художественного слова был также большой: от стихов великих русских поэтов, современных поэтов до зарубежной поэзии. В конце 60-х была в моде французская поэзия — Бодлер, Ренуар и так далее. Это все звучало с подмостков.
Были в моде и поэтические театры. По поэме ставили целый театральный спектакль. Он был обычно небольшой (минут на 20), но его даже в ткань концерта могли вписать. Тогда 20 минут каждый факультет свой концерт должен был начинать с идеологической, литературно-музыкальной композиции на какую-нибудь животрепещущую тему. Тема весны тогда выдавалась. Могла быть, например, такая тема: Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым. Эту тему нужно было как-то отразить.
Раньше концерт всегда представлял из себя набор номеров. Он был объединен темой, но он никогда не был похож на спектакль. С приходом Сергея Мерзлякова он начал трансформироваться.
Первокурсники чаще всего очень беспомощны, они приходят со своими представлениями о том, как должно выглядеть выступление. И часто, если человек не занимался в каком-то серьезном коллективе, эти представления довольно узкие. Словом многие также плохо владеют. На это обратили внимание и устроили где-то в середине 80-х годов весну первокурсника. Её сделали с определенным прицелом.
Пока был комсомол и профсоюз, была традиция — выезжали на школы профсоюзного и комсомольского актива. На ней был маленький сектор, который отвечал за художественную самодеятельность. Туда вывозили немного людей. Когда настали 90-е и такая практика забылась, руководство студклуба решило сохранить подобные семинары для творческих активистов. Университет пошел навстречу.
На семинарах учили первокурсников. Руководили ими старшекурсники, которые что-то уже заслужили. И весну первокурсника всегда проводили до того, как поехать в этот обучающий лагерь. На ней черпали людей, из которых можно собрать команду факультета. С факультета набиралось 5 человек. Выезжали в пятницу, в середине воскресенья возвращались. В первый день был конкурс визиток, которые готовились заранее. После этого разбирались ошибки и устраивались танцы. Тут уже все друг с другом знакомились. На второй день были занятия речью, сцендвижением. Здесь уже собирали смешанные группы. Потом делились на группы по 15-20 человек, на каждую группу назначался режиссер из старшекурсников. Эти группы должны были по теме сочинить концерт в виде небольшого спектакля. После ужина представлялись спектакли и снова делался разбор. Утром в воскресенье, уже силами работников студенческого клуба, делался капустник по всем событиям.
В начале 90-х был откат, хорошо стукнуло студенчество. Стали жить очень бедно, студенты сами искали себе подработку, родители содержать их уже не могли. Соответственно времени на творчество оставалось все меньше и меньше. И людей, которые могли себе это позволить, тоже становилось меньше. Никому это не нужно было.
Спад по участию в веснах пошел прямо с перестройки. Например, такой мощный факультет, как экономический, два года вообще не участвовал в весне. Первый раз они вышли в 89-ом году за счет Ярослава Колчанова. Он тогда был на первом курсе, и со своим другом они в первый раз сделали весну. Она была смешная, неумелая. Но при этом Ярослав Колчанов стал очень хорошим режиссером, профессиональным. Вот с чего может начинать хороший профессиональный режиссер, с такой «плюхи».
Пропадали факультеты, вообще пропадали. Тогда решили, что в студклубе должен быть свой оскар, который хоть как-то мог стимулировать участие в весне. Помогало одно — любой молодой человек всегда готов к творчеству. Это естественная потребность юности. Но как-то стимулировать это все равно необходимо. Иначе это уйдет. Все потихоньку с 1995 года начало подтягиваться. Очень много времени потребовалось, чтобы что-то сделать в том направлении.
Как только седьмой корпус был сдан, и студклуб переехал туда в 1981-ом году, появилась мечта полностью оснастить его технически. Сначала появился занавес. Потом — белые пластиковые стулья. Они сначала стояли в малом зале. Белые стулья в черном зале. Да и сам зал делали работники студклуба. Выбили одну из поточных аудиторий, сами её переоборудовали.
Аппаратура была в советское время очень хорошая. Потому что были такие сильные коллективы, как «Бригантина». Сначала физики сами собирали им инструменты. Во-первых, они участвовали в этом коллективе, во-вторых, преподаватель физфака был там звукооператором. Он сам делал чувствительные микрофоны с хорошей акустикой, колонки. Брали акустические гитары, вставляли туда розетку, в ней вилку выводили — так превращали её в электрогитару. Потом появилась уже профессиональная аппаратура. Световое оборудование тоже было неплохое, но не лучшее театральное.
Штанги не опускались. Работникам приходилось залезать по лестницам наверх и ходить по этим жутким переходам, чтобы что-то подвесить. Сейчас серьёзный бизнесмен Андрей Кузеев, который был бригадиром, работником сцены при Наталье Клепиковской, «ползал» по этим верхушкам и вывешивал все. Чем это еще было плохо? Практически невозможно было менять внутри одного концерта оформление.
Еще время текла крыша. Каждый год её ремонтировали — она каждый год текла. Однажды обнаружили, что треснула одна балка. Всех эвакуировали. Боялись, что вообще все рухнет. Падали плиты, обитые для акустики. Только когда стали ремонтировать крышу, перестало течь. Но когда её открыли для ремонта, пошла гроза и залила концертный рояль.
Только в нулевых годах началось финансирование и случилась «великая перестройка» зала.